4 *15 января 1800, Лахор*
6 Только вернувшись в Дели из Ориссы, я отправился в Лахор к Васильичу.
7 Он, когда мы с ним встретились во время рейда к храму Кали, обещал что
8 покажет мне кое-что интересное.
10 И показал. У него, оказывается был спущен на воду речной колесный
11 пароход, слизанный с советских послевоенных пароходов. ходивших по
12 российским рекам еще во времена моего детства. Правда, корпус был
13 деревянный, но с диагональными подкреплениями. Чувствуется, что
14 привезеднную мной из Лондона книгу Пьера Буге сотрудники Васильича
15 освоили. Котлы он поставил прямоточные, а машину отгрохал аж на 500
18 Развивало это сооружение 10 узлов, как и его прототип, причем было даже
19 чуточку экономичнее. Отделка корабля была шикарной, маленьки
20 газогенератор конструкции Лебона обеспечивал все судно светильным газом,
21 которым освещались палубы и каюты и отапливался камбуз и баня.
23 Васильич собирался пустить это сооружение в качестве почтового и
24 VIP-пассажирского по Инду. И уговорил меня участвовать в первом рейсе,
25 благо нам все равно нужно было пообщаться с майсуркскими моряками в
26 Карачи. На мой взгляд сухопутные завоявания следовало остановить. У нас
27 еще и на старой-то территории Империи реформы не заврешены. а тут еще
28 Ауд, Индур, Удджайн, Нагпур и Орисса.
30 С другой стороны, плавать по морям надо бы активнее и начинать строить
31 что-то более современное, чем корабли Типу-султана, доставшиеся нам
32 вместе с моряками. Конечно, и сами эти корабли тоже ничего. Во всяком
33 случае, в Молуккском проливе Кемаль-уд-Дин уже свой флаг показал и
34 тамошние пираты поняли чем чревато покушение на подданных
37 Но есть еще Тихий и Атлантический океаны. А для них уже эти кораблики,
38 построенные в основном для обороны берегов, подходили мало.
40 В течение всех пяти дней пути вниз по Инду, мы с Васильичем ругались на
41 тему того, что взять за основу для будущих дальних океанских рейдеров. И
42 где-то уже в районе Хайдарабада[^4] договорились.
44 [^4]: Хайдарабад, расположенный на берегах Инда (ныне в Пакистане) и
45 Хайдарабад, столица одноименного княжества (ныне в Индии) это разные
48 За основу мы взяли самый быстрый деревянный парусник всех времен и
49 народов — клиппер «Фермопилы», который имел 1300 тонн водоизмещения, и
50 решили оснастить его вспомогательной машиной, такой же как на нашем
51 пароходе. Развивать с этой машиной он будет примерно те же 10 узлов,
52 поскольку хоть пароход и меньше. но обводы у клиппера совершеннее и винт
53 поэффективнее колес будет.
55 Васильич брался поставить туда винт регулируемого шага, чтобы при ходе
56 под парусами можно было развернуть лопасти вдоль потока и не терять на
57 сопротивлении винта току воды.
59 В качестве артиллерии решили поставить туда четыре стомиллиметровки,
60 сделанные на основе 42-линейных пушек 35-калиберных 1877 года. Все-таки более
61 современные орудия мы пока не тянули. А 12-килограммовый снаряд и
62 дальность 4 с половиной мили это по нынешним временам очень неплохо.
64 Тем более скорострельность там с унитарным патроном будет выстрелов
65 шесть в минуту, так что четырех пушек хватит, чтобы потягаться с парой
68 От Татты до Карачи мы добирались целый день. Тут уже тоже ходили
69 почтовые дилижансы, и строился канал, благо большую часть пути его можно
70 было пустить по существующим протокам и старицам Инда. Но пока канал был
71 не готов и дойти по внутренним водным путям на пароходе мы не могли. А
72 выводить его в море через устье Инда Васильич не решился. Поскольку этот
73 кораблик был явно не предназначен для борьбы со штормами.
75 Кемалю-уд-Дину идея клиппера сначала показалась странной. Он привык что
76 нужно в минимум водоизмещения впихнуть максимум пушек, а тут всего
77 четыре орудия. Но личный опыт подсказывал ему что майсурские фрегаты не
78 идеальные корабли для дальних плаваний. И вот мы ему показали что-то
81 Кемаль-уд-Дин уже проникся уважением к кораблестроительным способностям
82 Васильича. Десятиметровые стальные парусные катамараны, построенные в
83 Лахоре уже взяли на себя патрулирование Аравийского моря, и несмотря на
84 мизерное водоизмещение и отсутствие паровой машины впечатляли всех, кто
87 А теперь предстояло продемонстирировать что-то более крупное.
88 Кемаль-уд-Дин не поленился даже съездить с нами в Татту, посмотреть нра
89 речной пароход, который по длине почти не уступал будущему клипперу.
90 только что не имел бушприта, а по соотношению длины с шириной был даже и
93 Еще мы с Кемалем-уд-Дином обговорили создание колонии в Южной Африке.
94 Суэцкий канал Суэцким каналом, а на пути в Бразилию порт захода нужен.
95 Вообще в перспективе нам нужна цепочка угольных станций — Сокотра,
96 Занзирбар, Южная Африка.
98 В Южной Африке сейчас сидели англичане, которые выперли оттуда
99 голландцев, пользуясь тем, что метрополии, покоренной Наполеоном, было
100 не до колоний. Но в это время Капская колония занимала лишь небольшой
101 клочок земли в окрестностях Капштадта.
103 Отойди в сторону на сотрю-другую километров и занимай любую подходящую
106 Но я рекомендовал основать колонию в тысяче километров от Мыса, в бухте,
107 которая в нашей реальности называлась Ричардс-бей. Эта бухта была менее
108 удобна в качестве порта захода, но зато имела два других достоинства.
110 Во-первых, отсюда было куда ближе до будущего Йоханесбурга и
111 Блумфонтейна, чем, скажем, от Порт-Элизабет, то есть можно было
112 нацелиться на золотые и алмазные прииски, во-вторых неподалеку от этой
113 бухты пасло своих коров племя зулу под водительством инкоси Сензакагоны,
114 и где-то в их краалях уже подразстал незаконнорожденный сын инкоси по
117 Если правильно прикормить этих воинственных аборигенов, тратиться на
118 защиту колонии уже не придется. Только продавай зулусам оружие.