4 *15 января 1800, Лахор*
6 Только вернувшись в Дели из Ориссы, я отправился в Лахор к Васильичу.
7 Он, когда мы с ним встретились во время рейда к храму Кали, обещал что
8 покажет мне кое-что интересное.
10 И показал. У него, оказывается был спущен на воду речной колесный
11 пароход, слизанный с советских послевоенных пароходов. ходивших по
12 российским рекам еще во времена моего детства. Правда, корпус был
13 деревянный, но с диагональными подкреплениями. Чувствуется, что
14 привезенную мной из Лондона книгу Пьера Буге сотрудники Васильича
15 освоили. Котлы он поставил прямоточные, а машину отгрохал аж на 500
18 Развивало это сооружение 10 узлов, как и его прототип, причем было даже
19 чуточку экономичнее. Отделка корабля была шикарной, маленький
20 газогенератор конструкции Лебона обеспечивал все судно светильным газом,
21 которым освещались палубы и каюты и отапливался камбуз и баня.
23 Васильич собирался пустить это сооружение в качестве почтового и
24 VIP-пассажирского по Инду. И уговорил меня участвовать в первом рейсе,
25 благо нам все равно нужно было пообщаться с майсурскими моряками в
26 Карачи. На мой взгляд сухопутные завоевания следовало остановить. У нас
27 еще и на старой-то территории Империи реформы не завершены, а тут еще
28 Ауд, Индур, Удджайн, Нагпур и Орисса.
30 Кстати, в Ориссе, в пяти километрах к югу от устья Маханади, реки, на
31 которой стоит старинный город Каттака, нанятые рабочие уже начали
33 будущей гавани порта Парадип. В нашей истории порт там удалось построить
34 только в XX веке. Но в Ориссе настолько плохо с хорошими гаванями, что
35 без этого порта мне не обойтись.
37 С другой стороны, плавать по морям надо бы активнее и начинать строить
38 что-то более современное, чем корабли Типу-султана, доставшиеся нам
39 вместе с моряками. Конечно, и сами эти корабли тоже ничего. Во всяком
40 случае, в Молуккском проливе Кемаль-уд-Дин уже свой флаг показал и
41 тамошние пираты поняли чем чревато покушение на подданных
44 Но есть еще Тихий и Атлантический океаны. А для них уже эти кораблики,
45 построенные в основном для обороны берегов, подходили мало.
47 В течение всех пяти дней пути вниз по Инду, мы с Васильичем ругались на
48 тему того, что взять за основу для будущих дальних океанских рейдеров. И
49 где-то уже в районе Хайдарабада[^4] договорились.
51 [^4]: Хайдарабад, расположенный на берегах Инда (ныне в Пакистане) и
52 Хайдарабад, столица одноименного княжества (ныне в Индии) это разные
55 За основу мы взяли самый быстрый деревянный парусник всех времен и
56 народов — клипер «Фермопилы», который имел 1300 тонн водоизмещения, и
57 решили оснастить его вспомогательной машиной, такой же как на нашем
58 пароходе. Развивать с этой машиной он будет примерно те же 10 узлов,
59 поскольку хоть пароход и меньше, но обводы у клипера совершеннее и винт
60 поэффективнее колес будет.
62 Васильич брался поставить туда винт регулируемого шага, чтобы при ходе
63 под парусами можно было развернуть лопасти вдоль потока и не терять на
64 сопротивлении винта току воды.
66 В качестве артиллерии решили поставить туда четыре стомиллиметровки,
67 сделанные на основе 42-линейных пушек 35-калиберных 1877 года. Все-таки более
68 современные орудия мы пока не тянули. А 12-килограммовый снаряд и
69 дальность 4 с половиной мили это по нынешним временам очень неплохо.
71 Тем более скорострельность там с унитарным патроном будет выстрелов
72 шесть в минуту, так что четырех пушек хватит, чтобы потягаться с парой
75 От Татты до Карачи мы добирались целый день. Тут уже тоже ходили
76 почтовые дилижансы, и строился канал, благо большую часть пути его можно
77 было пустить по существующим протокам и старицам Инда. Но пока канал был
78 не готов и дойти по внутренним водным путям на пароходе мы не могли. А
79 выводить его в море через устье Инда Васильич не решился. Поскольку этот
80 кораблик был явно не предназначен для борьбы со штормами.
82 Кемалю-уд-Дину идея клипера сначала показалась странной. Он привык что
83 нужно в минимум водоизмещения впихнуть максимум пушек, а тут всего
84 четыре орудия. Но личный опыт подсказывал ему что майсурские фрегаты не
85 идеальные корабли для дальних плаваний. И вот мы ему показали что-то
88 Кемаль-уд-Дин уже проникся уважением к кораблестроительным способностям
89 Васильича. Десятиметровые стальные парусные катамараны, построенные в
90 Лахоре уже взяли на себя патрулирование Аравийского моря, и несмотря на
91 мизерное водоизмещение и отсутствие паровой машины впечатляли всех, кто
94 А теперь предстояло продемонстирировать что-то более крупное.
95 Кемаль-уд-Дин не поленился даже съездить с нами в Татту, посмотреть нра
96 речной пароход, который по длине почти не уступал будущему клиперу,
97 только что не имел бушприта, а по соотношению длины с шириной был даже и
100 Еще мы с Кемалем-уд-Дином обговорили создание колонии в Южной Африке.
101 Суэцкий канал Суэцким каналом, а на пути в Бразилию порт захода нужен.
102 Вообще в перспективе нам нужна цепочка угольных станций — Сокотра,
103 Занзибар, Южная Африка.
105 В Южной Африке сейчас сидели англичане, которые выперли оттуда
106 голландцев, пользуясь тем, что метрополии, покоренной Наполеоном, было
107 не до колоний. Но в это время Капская колония занимала лишь небольшой
108 клочок земли в окрестностях Капштадта.
110 Отойди в сторону на сотню-другую километров и занимай любую подходящую
113 Но я рекомендовал основать колонию в тысяче километров от Мыса, в бухте,
114 которая в нашей реальности называлась Ричардс-бей. Эта бухта была менее
115 удобна в качестве порта захода, но зато имела два других достоинства.
117 Во-первых, отсюда было куда ближе до будущего Йоханесбурга и
118 Блумфонтейна, чем, скажем, от Порт-Элизабет, то есть можно было
119 нацелиться на золотые и алмазные прииски, во-вторых неподалеку от этой
120 бухты пасло своих коров племя зулу под водительством инкоси Сензакагоны,
121 и где-то в их краалях уже подрастал незаконнорожденный сын инкоси по
124 Если правильно прикормить этих воинственных аборигенов, тратиться на
125 защиту колонии уже не придется. Только продавай зулусам оружие.