1 1. Главные боги, соотвествующие четырем стихиям
2 Арсиэс - вода. Богиня любви (понимаемой весьма близко к понятию любви
3 в христианстве), разлуки, судьбы. Культ включает оргиастические
6 Цвета - от бирюзового до фиолетового.
8 Жрицы Арсиэс носят простое одеяние в синих тонах, не скрывающее, а
9 скорее подчеркивающее линии тела. Украшений не носят, кроме бус из
10 жемчуга и бирюзы. Число ступеней в иерархии минимальное.
12 Священное животное - кошка.
14 Виэму - земля. Богиня жизни и смерти. Культ включает выращивание
17 Цвета Виэму - черный, коричневый и зеленый. Клир имеет сложную
20 При храмах Виэму часто имеются приюты для сирот.
22 Есть подразделение на жриц плодородия, материнства и смерти.
23 Переход со стадии плодородия на стадию материнства - рождение ребенка.
25 Одежда жриц по фасону походит на одежду зажиточной светской дамы.
26 В одежде каждой жрицы преобладает один из трех цветов - зеленый у жриц
27 плодородия, коричневый - материнства (термин "бурая жрица") или
28 черный - смерти. Но обязаны присутствовать и другие два цвета.
30 Обязательно носят ожерелье, как правило из вороненой стали, с
31 черными, бурыми и зелеными камнями. В качестве элемента орнамента
32 ожерелья часто присутствует череп.
34 Священное животное - корова.
36 Виэму - по сути, традиционная хтоническая Богиня-Мать европейских
37 культов (Керридвен и др.) Культ отражает традиционную "триаду Богини",
38 или "женскую триаду" привычной нам системы архетипов:
39 дева-мать-старуха (т.е. несозревшая девушка - женщина в возрасте
40 плодоношения - женщина, уже не способная рожать). Иерархия культа
43 Первая ступень после посвящения - "Зеленые" жрицы. Носят зеленые
44 платья с коричневой и черной отделкой. В качестве ожерелья могут быть
45 бусы из хризолита и гематита или даже один крупный светло-зеленый
46 камень на шнурке. Возраст - от 13-14 до 18-19 лет. Волосы могут быть
47 подрезаны или забраны в хвост/косу. Покровительствуют детям,
48 детенышам животных и цветам. Учатся у Бурых жриц. Часто работают
49 в крестьянских начальных школах. Работают в приютах при храмах.
50 Выращивают цветы. Они же работают в храмах курьерами/посыльными.
52 Вторая ступень - "Бурые" жрицы. Носят коричневые платья всех оттенков
53 (от бежевых до темно-шоколадных) с зеленой и черной отделкой. Принятая
54 форма ожерелья - кованое ажурное колье из вороненой стали с
55 хризолитами и изумрудами. Волосы укладывают в тяжелый узел (как
56 изображают саму Виэму). Светлые волосы часто окрашивают соками орехов
57 в каштановый цвет. Возраст - от 18-19 до 45-50 лет. Это самая многочисленная
58 группа в ордене, на них лежит основная нагрузка. Покровительствуют
59 плодоношению, материнству, целительству. Учатся у Черных жриц. Обучают
60 Зеленых жриц. Занимаются выращиванием плодов в священных садах и
61 огородах при храмах. Занимаются целительством (Бурые жрицы,
62 специализирующиеся на целительстве - одни из лучших врачей Ирганто).
63 Как правило, в отличие от Зеленых жриц, которые обязаны до посвящения
64 в Бурые перепробовать все причитающиеся им занятия, специализируются
65 на каком-то одном занятии.
67 Третья ступень - "Черные" жрицы. Носят черные платья с зеленой и
68 коричневой отделкой. Ожерелье - сплошное кованое колье с гематитами
69 (могут быть любые другие черные самоцветы). Голову покрывают чепцом,
70 из-под которого выбиваются две-три пряди. Седина Черных жриц считается
71 священной и никогда не закрашивается. Возраст - от 45-50 лет.
73 В общем, общее правило такое, что чем старше жрица внутри своей
74 ступени, тем темнее ее платье и тон ожерелья. Девочки 13-14 лет,
75 только прошедшие посвящение в Зеленую ступень, носят
76 травянисто-зеленые платья и светлые хризолиты; темно-изумрудный цвет,
77 как правило, допускается не раньше 16-17 лет. Бежевые платья, как
78 правило, носят совсем юные Бурые жрицы (например, родившие в 16-17
79 лет) - женщина-мать по определению не может быть Зеленой. У Бурых
80 жриц встречаются даже золотистые платья, это, как правило, означает
81 что-то экстраординарное (в некоторых храмах золотистые платья носит
82 мать, кормящая грудью). Темно-шоколадный цвет, как правило,
83 допускается не раньше 35 лет.
85 Возраст перехода со ступени на ступень определяется, строго говоря,
86 жизненным опытом, необходимым для решения соответствующих задач.
87 Вообще для перехода в Бурые крайне желательно рождение ребенка:
88 женщина, не являющаяся матерью, вряд ли будет рассматриваться как
89 достойная покровительница материнства. Поэтому в культе Виэму
90 наблюдается явление, уникальное для иргантийских культов: жрица может
91 быть замужем. Разумеется, в качестве супруга желателен почитатель
92 Виэму, человек, связанный с одним из занятий, которым
93 покровительствует Виэму. Причем это может быть как простой земледелец,
94 так и, например, владелец конезавода. Разумеется, человек, берущий в
95 жены жрицу Виэму, должен осознавать, что его жена не сможет все свое
96 время отдавать домашним заботам. Зато, как правило, мужья жриц Виэму
97 не бедствуют (есть подозрение, что это вряд ли из-за особого
98 покровительства богини: просто за неумелого или некомпетентного
99 человека жрица Виэму не выйдет замуж). Рождение ребенка вне замужества
100 для жрицы Виэму также является нормой. Выкормив ребенка грудью (что
101 так же считается в культе священным), жрица возвращается к своим
102 обычным обязанностям, а растить ребенка ей помогают Зеленые жрицы.
104 Если по какой-то причине у жрицы двадцати с лишним лет еще нет
105 ребенка, но по всем остальным параметрам она признана достойной
106 посвящения в Бурую ступень, такая жрица берет на воспитание
107 ребенка-сироту, как правило, из приюта при храме. Разумеется,
108 взять ребенка на воспитание может любая Бурая жрица вне зависимости
109 от того, есть у нее свои дети или нет.
111 Принимать роды ходят Бурая жрица и ее Зеленая ученица. Бурая жрица
112 выполняет все акушерские задачи, Зеленая жрица обязана принять
113 и благословить родившегося ребенка. Заодно Зеленая жрица на практике
114 учится родовспоможению.
116 Об украшениях в культе Виэму. Украшения в этом культе любят, ценях и
117 широко используют. Кроме обязательного ожерелья, широко используются
118 инкрустированные пояса, головные украшения (заколки, держатели для
119 волос и др.), отделка платьев самоцветными вышивками. Кольца,
120 браслеты и прочие нефункциональные украшения не запрещены, но
121 встречаются реже. Хотя единственный допустимый металл для украшений
122 в культе Виэму - вороненая сталь, камни могут использоваться любые,
123 соответствующие цветам культа. Ценность украшений зависит как от возраста
124 жрицы, так и от состоятельности храма. Вряд ли только что посвященная
125 Зеленая жрица получит ожерелье из изумрудов (даже если такое есть в
126 собственности ее матери). Для совсем юных жриц популярны хризолиты,
127 хризопразы и зеленые яшмы. Их собирают в бусы или изготавливают из них
128 подвески на шнурках. Допустимы также недорогие камни бурых и черных
129 оттенков - опалы, гематиты. По мере заслуг появляются изумруды, если
130 храм может себе это позволить. Украшения Бурых жриц часто поражают
131 своей роскошью и причудливостью. В принципе, ничто (кроме финансовой
132 несостоятельности храма) не мешает Бурой жрице носить изумруды, но
133 поскольку изумруды плохо сочетаются с более дешевыми камнями бурых и
134 черных цветов, гораздо чаще используются хризолиты и бериллы в сочетании
135 с бурыми топазами, шерлами и морионами. Черные жрицы предпочитают в
136 украшениях благородную сдержанность, акцент на черном цвете, их
137 ювелирные комплекты зачастую отличаются не бросающейся в глаза
140 Эксгиль - воздух. Бог плутовства, он же бог познания.
141 На празднествах этого бога выступают фокусники и акробаты
143 Священное животное - сорока.
144 Цвета - белый и серый, металл серебро.
146 Минимальное число степеней посвящения.
148 Одежда жрецов не сильно отличается от одежды мужчин среднего достатка,
149 за исключением того, что в ней отсутствуют темные тона.
151 Титулом верховного жреца Эксгиля является "Его Надувательство".
153 Конкретный фасон одежды может сильно варьироваться от местности к
154 местности и от события к событию, но основной и постоянной чертой
155 являются тонкие ткани и свободные, развевающиеся элементы костюма.
156 Одним из вариантов является свободная рубаха навыпуск из тонкого
157 шелка или льна, со свободными широкими рукавами; такой вариант костюма
158 обычно соотносится со "стихийной", несоциальной ипостасью Эксгиля.
159 Еще один широко известный вариант - аналогичная рубаха, но с рукавами,
160 схваченными у запястий зарукавьями, сверху надеваются прилегающий жилет
161 и короткая (до бедер) развевающаяся накидка; к этому силуэту, как
162 известно из земной культуры, отлично идет широкий мягкий берет с
163 пышным пером, вполне уместный и у жреца Эксгиля. Такой вариант
164 связывается с плутовской ипостасью Эксгиля. Встречается также
165 вариант верхней одежды с широкими откидными рукавами, разрезанными
166 от плеча, поверх узких прилегающих рукавов нижней рубахи; как правило,
167 длина такой одежды ниже колен, а подол свободный; одежда может быть
168 распашной, тогда нижняя рубаха делается соответствующей длины.
169 Дополнительного жилета или колета на эту одежду не надевается, она
170 прихватывается широким поясом. К этому костюму также может быть надет
171 берет с пышным пером. Этот вариант облика жрецов Эксгиля ближе к
172 его "ученой" ипостаси.
174 Свэн - огонь. Бог силы, войны, власти. Он же - олицетворение
176 Является покровителем турниров, поединков, дуэлей. Ему же поклоняются
177 ремесленники, занимающиеся обработкой металлов.
179 Цвета - красные, желтые и багровые. Металл - золото. Культ сильно
182 Жрецы носят тяжелые мантии.
184 2. Средние боги - дети старших. Связываются с определенными областями
185 "небазовых" человеческих занятий, несут черты стихии обоих родителей.
187 Cиэксэль Сын Арсиэс и Эксгиля - бог моря, покровитель мореплавания.
188 Нэрвас Сын Арсиэс и Свэна - покровительствует искусству.
189 Сын Виэму и Свэна - бог вулканов и землетрясений, покровительствует
190 всем горнодобывающим работам, он же считается изготовителем и
191 "хозяином" всех драгоценных камней. В общем, он также отвечает за всю
192 подпочвенную геологию.
193 Сын Виэму и Эксгиля - покровительствует подсознательному: снам,
196 Непонятен вопрос о том, кто покровительствует винопитию: бог глюков
197 или бог искусства. Хотя с другой стороны, без собутыльников пить
198 неинтересно даже божеству, так и спиться можно, так что, наверно,
199 винопитию покровительствуют они на пару.
201 Вопрос о дочерях остается открытым.
204 3. Местные боги/духи мест и т.д.