-äÁÔØ ÓÔÒÏÇÏÅ ÍÁÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÏÅ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ ËÁÒÔÙ ËÏÎÅÞÎÏ ÈÏÒÏÛÏ, ÎÏ
-ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ ÐÒÉ×ÙËÌÉ ×ÉÄÅÔØ ËÁÒÔÕ ÐÅÒÅÄ ÇÌÁÚÁÍÉ.
-<P>
-üÔÏ ËÁË ÒÁÚ ÔÏ, ÞÅÇÏ ÎÅ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÝÉÅ çéó. ÷ ÎÉÈ ÓÏÚÄÁÎÉÅ
-ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÊ ËÏÍÐÏÚÉÃÉÉ ÎÁ ÜËÒÁÎÅ ÉÌÉ ÎÁ ÂÕÍÁÇÅ - ÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ
-É ÓÌÏÖÎÙÊ ÐÒÏÃÅÓÓ, ÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÏ ÎÅ Ó×ÑÚÁÎÎÙÊ Ó ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏ ÐÒÏÓÔÒÁÎÓÔ×ÅÎÎÙÍ
-ÁÎÁÌÉÚÏÍ É ÍÏÄÅÌÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ.
-<P>
-äÁ, ÓÔÁÄÉÑ ÄÉÚÁÊÎÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ, ËÏÇÄÁ ×Ù ÇÏÔÏ×ÉÔÅ ËÁÒÔÕ ÄÌÑ ÐÕÂÌÉËÁÃÉÉ,
-ÎÏ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ÂÙÓÔÒÏ Õ×ÉÄÅÔØ ÒÅÚÕÌØÔÁÔ ËÁËÏÊ-ÔÏ ÏÐÅÒÁÃÉÉ × ÂÏÌÅÅ
-ÍÅÎÅÅ ÁÄÅË×ÁÔÎÙÈ ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÉÈ ÚÎÁËÁÈ ÍÏÖÅÔ ÉÚÂÁ×ÉÔØ ÏÔ ÍÎÏÖÅÓÔ×Á
-ÏÛÉÂÏË.
-<P>
-æÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ËÁÒÔÙ ÍÏÇÕÔ ÐÏÍÏÞØ É ÚÄÅÓØ.
-ðÏÓËÏÌØËÕ ËÁÖÄÁÑ ËÁÒÔÁ Õ ÎÁÓ ÏÔÏÂÒÁÖÁÅÔ ÒÏ×ÎÏ ÏÄÉÎ ÐÏËÁÚÁÔÅÌØ,
-ÍÙ ÍÏÖÅÍ Ó×ÑÚÁÔØ ÓÐÏÓÏ ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÇÏ ÉÚÏÂÒÁÖÅÎÉÑ ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏ
-Ó ÍÎÏÖÅÓÔ×ÏÍ ÚÎÁÞÅÎÉÊ ËÁÒÔÙ. (×Ï ÍÎÏÇÉÈ ÏÂÌÁÓÔÑÈ ÎÁÕË Ï ÚÅÍÌÅ ÜÔÏ
-ÕÖÅ É ÔÁË ÓÄÅÌÁÎÏ - ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÓÔÁÎÄÁÒÔÎÙÅ Ã×ÅÔÁ ÄÌÑ ÔÉÐÏ× ÐÏÞ× ÉÌÉ
-ÇÅÏÈÒÏÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÜÐÏÈ).
-<P>
-ðÏÓÌÅ ÜÔÏÇÏ, ÐÏÓÔÒÏÉ× ËÁÒÔÕ ÍÙ ÍÏÖÅÍ ÎÅÍÅÄÌÅÎÎÏ ÅÅ ÉÚÏÂÒÁÚÉÔØ ×
-ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÕÓÌÏ×ÎÙÈ ÚÎÁËÁÈ, Á ÚÁÄÁÞÁ ÄÉÚÁÊÎÁ ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÊ
-ËÏÍÐÏÚÉÃÉÉ ÒÁÓÐÁÄÁÅÔÓÑ ÎÁ ÓÏÚÄÁÎÉÅ ÎÁÂÏÒÁ ÚÎÁËÏ× ÄÌÑ ËÁÖÄÏÇÏ
-ÐÏËÁÚÁÔÅÌÑ É ÉÚÏÂÒÁÖÅÎÉÅ ÎÁ ÏÄÎÏÍ ÌÉÓÔÅ ÔÅÈ ÓÌÏÅ×, ËÏÔÏÒÙÅ ÔÅÍÁÔÉÞÅÓËÉ
-ÉÎÔÅÒÅÓÎÏ ÒÁÓÓÍÁÔÒÉ×ÁÔØ ×ÍÅÓÔÅ, ÔÁË , ÞÔÏÂÙ ÏÎÉ ÎÅ ÍÅÛÁÌÉ ÄÒÕÇ ÄÒÕÇÕ.
-<P>
-<A NAME="toc_section5"></A><A HREF="#toc_entry5"><H3>íÁÓÛÔÁÂÎÙÊ ÒÑÄ ÉÌÉ ÉÅÒÁÒÈÉÑ ÒÅÇÉÏÎÏ×</H3></A>.
-äÁÌÅËÏ ÎÅ ×ÓÅÇÄÁ ÒÁÂÏÔÁ Ó ËÁÒÔÁÍÉ Ó×ÏÄÉÔÓÑ Ë ÒÁÂÏÔÅ Ó ÏÄÎÏÊ É ÔÏÊ ÖÅ
-ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÅÊ. äÏÓÔÁÔÏÞÎÏ ÞÁÓÔÏ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÉÍÅÔØ ÄÅÌÏ Ó ÉÅÒÁÒÈÉÅÊ
-ÍÁÓÛÔÁÂÏ× É ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÅÊ ÅÊ ÉÅÒÁÒÈÉÅÊ ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÊ.
-<P>
-ðÒÉ ÜÔÏÍ ÉÓÐÏÌØÚÕÅÍÙÅ ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÅËÃÉÉ É ËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÉ
-ËÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÅÊ (ÐÏÞ×, ÒÁÓÔÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ É Ô.Ä.) ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏ
-ÍÅÎÑÀÔÓÑ Ó ÉÚÍÅÎÅÎÅÍ ÍÁÓÛÔÁÂÁ.
-<P>
-äÁÌÅËÏ ÎÅ ×ÓÅÇÄÁ ÎÁ ÎÕÖÎÏÍ ÍÁÓÛÔÁÂÎÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ ÅÓÔØ ×ÓÑ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁÑ
-ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÑ. ðÏÜÔÏÍÕ ÞÁÓÔÏ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÚÁÄÁÞÁ ÌÉÂÏ ÓÏÂÒÁÔØ ËÁÒÔÕ
-ÉÚ ÂÏÌÅÅ ËÒÕÐÎÏÍÁÓÛÔÁÂÎÙÈ ËÕÓËÏ×, Ó ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÅÊ ÇÅÎÅÒÁÌÉÚÁÃÉÅÊ,
-ÌÉÂÏ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ ÆÒÁÇÍÅÎÔ ÂÏÌÅÅ ÍÅÌËÏÍÁÓÛÔÁÂÎÏÊ ËÁÒÔÙ. ðÏÔÅÒÑ ÔÏÞÎÏÓÔÉ
-ÔÕÔ ÎÅÉÚÂÅÖÎÁ, ÎÏ ÞÁÓÔÏ ÌÕÞÛÅ ÎÅÔÏÞÎÙÅ ÄÁÎÎÙÅ, ÞÅÍ ÎÉËÁËÉÈ.
-<P>
-ðÏÜÔÏÍÕ ÍÙ ××ÏÄÉÍ ËÏÎÃÅÐÃÉÀ ÒÅÇÉÏÎÁ. òÅÇÉÏÎ ÜÔÏ ÇÒÕÐÐÁ ËÁÒÔ ÎÁ ÏÄÎÕ
-É ÔÕ ÖÅ ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÀ. ÷ÓÅ ËÁÒÔÙ ÒÅÇÉÏÎÁ ÉÍÅÀÔ ÏÄÎÕ É ÔÕ ÖÅ ËÏÏÒÄÉÎÁÔÎÕÀ
-ÓÉÓÔÅÍÕ (ËÁÒÔÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÕÀ ÐÒÏÅËÃÉÀ) ÎÏ ÍÏÇÕÔ ÒÁÚÌÉÞÁÔØÓÑ ÐÏ ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÀ.
-ðÏÓÌÅÄÎÅÅ ÎÅ ÍÅÛÁÅÔ ÓÏ×ÍÅÓÔÎÏ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ ÉÈ × ÁÎÁÌÉÚÅ.
-äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ ËÁÒÔÕ ÉÚ ÄÒÕÇÏÇÏ ÒÅÇÉÏÎÁ ×ÍÅÓÔÅ Ó ËÁÒÔÁÍÉ
-ÔÅËÕÝÅÇÏ, ÅÅ ÎÁÄÏ ÓËÏÐÉÒÏ×ÁÔØ × ÜÔÏÔ ÒÅÇÉÏÎ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÏÎÁ ÂÕÄÅÔ
-Á×ÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÉ ÐÒÅÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÁ × ÎÕÖÎÕÀ ÐÒÏÅËÃÉÀ, ÎÏ ÓÏÈÒÁÎÉÔ Ó×ÏÅ ÏÒÉÇÉÎÁÌØÎÏÅ
-ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÅ É ÌÅÇÅÎÄÕ. åÅ ÇÅÎÅÒÁÌÉÚÁÃÉÑ (ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅ ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÑ) É
-ÐÅÒÅËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÑ ÌÅÇÅÎÄÙ - ÄÅÌÏ ÐÏÌØÚÏ×ÁÔÅÌÑ.
-<P>
-òÅÇÉÏÎÙ ÉÍÅÀÔ ÉÅÒÁÒÈÉÞÅÓËÕÀ ÓÉÓÔÅÍÕ ÓÏÐÏÄÞÉÎÅÎÉÑ. ðÏËÁÖÅÍ, ÞÔÏ ÜÔÏ
-ÔÁËÏÅ ÎÁ ÐÒÉÍÅÒÅ ÁÄÍÉÎÉÓÔÒÁÔÉ×ÎÏÇÏ ÄÅÌÅÎÉÑ òÏÓÓÉÉ.
-<P>
-òÅÇÉÏÎ ×ÅÒÈÎÅÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ - òÏÓÓÉÑ × ÃÅÌÏÍ. èÁÒÁËÔÅÒÎÏÅ ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÅ 1-2ËÍ,
- ÐÒÏÅËÃÉÑ ÓËÏÒÅÅ ×ÓÅÇÏ ËÏÎÉÞÅÓËÁÑ.
-÷ ÜÔÏÔ ÒÅÇÉÏÎ ×ÈÏÄÑÔ 86 ÐÏÄÒÅÇÉÏÎÏ× - ÁÄÍÉÎÉÓÔÒÁÔÉ×ÎÙÈ ÏÂÌÁÓÔÅÊ.
-òÁÚÒÅÛÅÎÉÅ × ÎÉÈ ÏÔ 500 ÄÏ 100 Í, Á ÐÒÏÅËÃÉÑ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ËÏÎÉÞÅÓËÏÊ,
-ËÏÓÏÊ ÁÚÉÍÕÔÁÌØÎÏÊ ÉÌÉ UTM(çÁÕÓÓÁ), × ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÒÁÚÍÅÒÏ× ÏÂÌÁÓÔÉ.
-<P>
-åÓÌÉ ÄÅÌÅÎÉÅ ÏÄÎÏÇÏ ÒÅÇÉÏÎÁ ÓÒÁÚÕ ÎÁ 86 ÞÁÓÔÅÊ ËÁÖÅÔÓÑ ÓÌÉÛËÏÍ ÍÅÌËÉÍ,
-ÍÏÖÎÏ ××ÅÓÔÉ ÐÒÏÍÅÖÕÔÏÞÎÙÊ ÕÒÏ×ÅÎØ ÜËÏÎÏÍÉÞÅÓËÉÈ ÒÁÊÏÎÏ×.
-<P>
-ëÁÖÄÁÑ ÏÂÌÁÓÔØ ÓÏÓÔÏÉÔ ÉÚ ÒÁÊÏÎÏ×. ðÒÉ ÎÁÌÉÞÉÉ ÉÓÈÏÄÎÙÈ ÄÁÎÎÙÈ
-ÍÏÖÎÏ ××ÅÓÔÉ ÅÝÅ É ÐÏÄÒÅÇÉÏÎÙ ÄÌÑ ÒÁÊÏÎÏ× - ÏÔÄÅÌØÎÙÅ ÈÏÚÑÊÓÔ×Á Ó
-ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÅÍ ÐÏÒÑÄËÁ ÍÅÔÒÏ× (ÍÁÓÛÔÁ 1:5000 - 1:10000)
-<P>
-óÉÓÔÅÍÁ ÐÏÚ×ÏÌÑÅÔ ÐÅÒÅÊÔÉ ÎÁ ÓÏÓÅÄÎÉÊ ÕÒÏ×ÅÎØ × ÜÔÏÊ ÉÅÒÁÒÈÉÉ - ÌÉÂÏ
-ÐÏÄÎÑÔØÓÑ ××ÅÒÈ × ÏÂßÅÍÌÀÝÉÊ ÒÅÇÉÏÎ, ÌÉÂÏ, ×ÙÂÒÁ× ÎÕÖÎÙÊ ÐÏÄÒÅÇÉÏÎ
-ÎÁ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÊ ËÁÒÔÅ (× ÄÁÎÎÏÍ ÓÌÕÞÁÅ ÁÄÍÉÎÉÓÔÒÁÔÉ×ÎÏÊ) ÐÅÒÅÊÔÉ
-× ÎÅÇÏ.
-<P>
-ðÒÉ ËÏÐÉÒÏ×ÁÎÉÉ ËÁÒÔÙ Ó ÎÉÖÎÅÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ ÎÁ ×ÅÒÈÎÉÊ, ÏÎÁ ËÏÐÉÒÕÅÔÓÑ
-ÃÅÌÉËÏÍ, Á ×ÏÔ ÐÒÉ ÏÂÒÁÔÎÏÍ ËÏÐÉÒÏ×ÁÎÉÉ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÚÁÄÁÞÁ ×ÙÒÅÚÁÎÉÑ
-ÎÕÖÎÏÇÏ ËÕÓËÁ. ïÄÉÎ ÉÚ ×ÏÚÍÏÖÎÙÈ ÐÕÔÅÊ ÅÅ ÒÅÛÅÎÉÑ - ÉÍÅÔØ × ËÁÖÄÏÍ
-ÒÅÇÉÏÎÅ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÕÀ ËÁÒÔÕ (×ÉÄÉÍÏ, ÔÕ ÖÅ, ËÏÔÏÒÁÑ ÉÓÐÏÌØÚÕÅÔÓÑ ÄÌÑ
-ÐÏÉÓËÁ ÓÕÂÒÅÇÉÏÎÏ×), ÏÂÌÁÓÔØ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÑ ËÏÔÏÒÏÊ ÓÏ×ÐÁÄÁÅÔ ÓÏ ×ÓÅÊ
-ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÅÊ ÒÅÇÉÏÎÁ, É ÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÅÊ ËÁË ÍÁÓËÏÊ.
+Дать строгое математическое определение карты конечно хорошо, но
+исследователи привыкли видеть карту перед глазами.
+<P>
+Это как раз то, чего не позволяют существующие ГИС. В них создание
+картографической композиции на экране или на бумаге - длительный
+и сложный процесс, совершенно не связанный с собственно пространственным
+анализом и моделированием.
+<P>
+Да, стадия дизайна необходима, когда вы готовите карту для публикации,
+но возможность быстро увидеть результат какой-то операции в более
+менее адекватных картографических знаках может избавить от множества
+ошибок.
+<P>
+Функциональные карты могут помочь и здесь.
+Поскольку каждая карта у нас отображает ровно один показатель,
+мы можем связать способ картографического изображения непосредственно
+с множеством значений карты. (во многих областях наук о земле это
+уже и так сделано - существуют стандартные цвета для типов почв или
+геохронологических эпох).
+<P>
+После этого, построив карту мы можем немедленно ее изобразить в
+соответствующих условных знаках, а задача дизайна картографической
+композиции распадается на создание набора знаков для каждого
+показаÑ\82елÑ\8f и изобÑ\80ажение на одном лиÑ\81Ñ\82е Ñ\82еÑ\85 Ñ\81лоев, коÑ\82оÑ\80Ñ\8bе Ñ\82емаÑ\82иÑ\87еÑ\81ки
+интересно рассматривать вместе, так , чтобы они не мешали друг другу.
+<P>
+<A NAME="toc_section5"></A><A HREF="#toc_entry5"><H3>Масштабный ряд или иерархия регионов</H3></A>.
+Далеко не всегда работа с картами сводится к работе с одной и той же
+территорией. Достаточно часто приходится иметь дело с иерархией
+масштабов и соответствующей ей иерархией территорий.
+<P>
+При этом используемые картографические проекции и классификации
+качественных показателей (почв, растительности и т.д.) закономерно
+меняются с измененем масштаба.
+<P>
+Далеко не всегда на нужном масштабном уровне есть вся необходимая
+информация. Поэтому часто возникает задача либо собрать карту
+из более крупномасштабных кусков, с соответствующей генерализацией,
+либо использовать фрагмент более мелкомасштабной карты. Потеря точности
+тут неизбежна, но часто лучше неточные данные, чем никаких.
+<P>
+Поэтому мы вводим концепцию региона. Регион это группа карт на одну
+и ту же территорию. Все карты региона имеют одну и ту же координатную
+систему (картографическую проекцию) но могут различаться по разрешению.
+Последнее не мешает совместно использовать их в анализе.
+Для того чтобы использовать карту из другого региона вместе с картами
+текущего, ее надо скопировать в этот регион. При этом она будет
+автоматически преобразована в нужную проекцию, но сохранит свое оригинальное
+разрешение и легенду. Ее генерализация (уменьшение разрешения) и
+пеÑ\80еклаÑ\81Ñ\81иÑ\84икаÑ\86иÑ\8f легендÑ\8b - дело полÑ\8cзоваÑ\82елÑ\8f.
+<P>
+Регионы имеют иерархическую систему соподчинения. Покажем, что это
+такое на примере административного деления России.
+<P>
+Регион верхнего уровня - Россия в целом. Характерное разрешение 1-2км,
+ пÑ\80оекÑ\86иÑ\8f Ñ\81коÑ\80ее вÑ\81его кониÑ\87еÑ\81каÑ\8f.
+В этот регион входят 86 подрегионов - административных областей.
+Разрешение в них от 500 до 100 м, а проекция может быть конической,
+косой азимутальной или UTM(Гаусса), в зависимости от размеров области.
+<P>
+Если деление одного региона сразу на 86 частей кажется слишком мелким,
+можно ввести промежуточный уровень экономических районов.
+<P>
+Каждая область состоит из районов. При наличии исходных данных
+можно ввести еще и подрегионы для районов - отдельные хозяйства с
+разрешением порядка метров (масштаб 1:5000 - 1:10000)
+<P>
+Система позволяет перейти на соседний уровень в этой иерархии - либо
+поднÑ\8fÑ\82Ñ\8cÑ\81Ñ\8f ввеÑ\80Ñ\85 в обÑ\8aемлÑ\8eÑ\89ий Ñ\80егион, либо, вÑ\8bбÑ\80ав нÑ\83жнÑ\8bй подÑ\80егион
+на специальной карте (в данном случае административной) перейти
+в него.
+<P>
+При копировании карты с нижнего уровня на верхний, она копируется
+целиком, а вот при обратном копировании возникает задача вырезания
+нужного куска. Один из возможных путей ее решения - иметь в каждом
+регионе специальную карту (видимо, ту же, которая используется для
+поиÑ\81ка Ñ\81Ñ\83бÑ\80егионов), облаÑ\81Ñ\82Ñ\8c опÑ\80еделениÑ\8f коÑ\82оÑ\80ой Ñ\81овпадаеÑ\82 Ñ\81о вÑ\81ей
+территорией региона, и пользоваться ей как маской.